История монастыря
«ПОД ДЕРЖАВНЫМ ПОКРОВОМ ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ»

5 лет возрождения иноческой жизни в Бахаревской Богородице-Казанской Серафимо-Алексеевской женской обители (по материалам газеты Православная Пермь №1 ( 76 ) январь 2004 г.

Женской иноческой общине на Бахаревке, возрожденной пять лет назад, статус монастыря был присвоен 29 декабря 2000 г. О Бахаревском монастыре православные пермяки узнали благодаря книге кандидата исторических наук Е. Д. Харитоновой «История Богородице-Казанского Серафимо-Алексеевского женского монастыря близ деревни Бахаревой», вышедшей в 2001 г. в Перми. Книга эта явилась итогом многолетнего, кропотливого и самоотверженного труда Елены Дмитриевны — человека, так много делающего для воссоздания истории Пермской и Соликамской Епархии, особенно ее храмов и монастырей.
Нынче, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, наш корреспондент Анастасия Бочманова побывала в этой обители.
История Бахаревского монастыря началась с создания в 1863 г. в д. Бахаревой женской иноческой общины, именовавшейся Серафимо-Покровским женским общежитием. Ее основательница, пермская купеческая вдова Н.К. Бахарева, родная сестра известных благотворителей Каменских, таким образом пожелала увековечить на своей родине память о почившем муже. Возглавила общину послушница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, уроженка г. Перми Феодосия Норина. Так преподобный Серафим благословил пермскую общину.

Немало испытаний и скорбей пришлось претерпеть сестрам в борьбе за право называться монастырем. В конце 1870-х гг. община лишилась самостоятельности и была приписана сначала к Кунгурскому Иоанно - Предтеченскому монастырю, затем к Успенскому в Перми, а потом и вовсе закрыта. По определению белогорского иеромонаха Серафима (Кузнецова), община была упразднена "по козням и проискам исконного врага к святому делу — диавола через людей, подпавших под его прелестную, коварную уловку». Много стараний пришлось приложить Феодосии Нориной, чтобы в конце 1880-х годов на базе того, что осталось от разоренной общины открыть богадельню и при ней приют для малолетних сирот. Под богадельню была выделена казенная земля в стороне от д. Бахаревой у р. Медведки, где впоследствии и расположился монастырь. Подвижница и теперь не оставляла своих намерений создать иноческую общину. Всю свою жизнь Феодосия Норина подчинила этой цели.

Лишь в 1908 г., через 45 лет после основания Серафимо-Покровской общины, свершилась Божья воля, и цель была достигнута. Об этом свидетельствует указ Святейшего Синода от 4 (17) июня 1908 г. (официальная дата основания монастыря). Решено было назвать новую обитель в честь Казанской иконы Божией Матери, которой посвятили также монастырский храм, и в честь наследника Российского престола Цесаревича Алексея.

Казанский храм был заложен 1(14) октября 1907 г., на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, а 23 июня (6 июля) 1909 г., в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, освящен. Государь Николай II, узнав о радостных событиях закладки и освящения храма, дважды присылал благодарственные телеграммы в адрес правящего архиерея. И строительство храма, и его благоукрашение (иконостас был заказан в Белогорский монастырь) совершались на средства попечителей обители — купца Павла Степановича Жирнова и его жены Татьяны Николаевны.

До назначения настоятельницей монастыря игумений Глафиры (Гликерии Ивановны Казаковой) его возглавляла монахиня Анастасия (Кузнецова), ставшая впоследствии казначеем. Феодосия Норина (основательница Бахаревской общины), находясь уже в преклонных годах, приняла схиму с именем Феофания и оставалась жить в монастыре на покое.
С 1909 г. началась застройка монастырской территории, росло хозяйство. К 1913 г. в обители уже было более 200 сестер. К этому времени в монастыре действовало 8 мастерских, которые приносили основной доход обители. Сестры трудились на кухне, в огороде, на конном и скотном дворах, разводили птицу. Был выкопан пруд для разведения рыбы, действовал водопровод. Было и кирпичное производство, основанное еще в 1879 г. Из своего кирпича сестры выстроили Покровский храм в д. Бахаревой, который после упразднения общины стал приходским, Из кирпича Бахаревской обители возведена часовня свт. Стефана в Перми.

Всего 12 лет просуществовал монастырь, этот светильник веры, но широко был известен в народе и особо им почитался: до 5 тысяч богомольцев в год посещали святую обитель, через нее шли ежегодные крестные ходы на Белую Гору.

Монастырь был ликвидирован советской властью в марте 1921 г., а на его территории открыли детский санаторий "Подснежник". Все имущество, включая личные вещи сестер, перешло в собственность санатория. Сестер вместе с духовником о. Владимиром Сапожниковым выселили в срочном порядке, оставив только 47 человек для обслуживания санатория. Точных данных о судьбе игуменьи Глафиры не сохранилось, но есть устное свидетельство о ее мученической кончине от рук красноармейцев в начале 20-х годов. Отец Владимир, служивший до 1937 г. в с. Кольцово (за ним последовали 9 сестер, верных ему до конца), также принял смерть от рук богоборцев. Есть сведения и о других насельницах обители, убиенных а сталинских застенках. До наших дней дожило сравнительно немного сестер Бахаревского монастыря, к концу 80-х почти никого не осталось в живых. Несколько монахинь нашли приют в с. Гамово, где они в разные годы трудились при Спасо-Преображенской церкви; там они и были похоронены (отсылаем читателя к книге Е. Д. Харитоновой).

Казанский храм еще какое-то время действовал после ликвидации монастыря, но вскоре также был закрыт. Здание храма основательно перестроили, приспособив его под санаторный корпус. Неизвестно, куда делся великолепный четырехъярусный иконостас и другие церковные ценности. Сохранились рассказы о том, как прихожане и сами инокини пытались спасти хоть что-то из утвари: так, от монахини Пелагии узнали, что сестры замуровали в стену одного из корпусов потир – чашу для причащения.
Известная истина, что Бог поругаем не бывает, подтвердилась дальнейшими событиями, связанными с разорением святой обители. Дело, созданное руками человеческими без Божия благословения и на крови исповедниц веры (хотя и в этом мы усматриваем действие промысла Божия), со временем порушилось, как рушится дом, построенный на песке. В конце 80-х — начале 90-х годов санаторный комплекс на территории бывшего монастыря стал приходить в упадок. Какое-то время Казанский храм использовался под лечебницу для алкоголиков, но и ее со временем закрыли.

Когда-то вид монастыря, с его как будто белокаменными постройками, красота и живописность местности услаждали взоры паломников: обитель располагалась в логу, по склонам которого возвышались величественные ели. В 1997 Свято-Троице-Стефанову монастырю было предложено здание Казанского храма. Теперь на территории монастыря были повсюду видны следы запустения: корпуса стаяли полуразрушенными, кругом лежали кучи мусора. Здание храма представляло собою жалкое зрелище, но это не испугало верующих: восстанавливали его своими силами по проекту приснопамятного о. Валерия Жехова. Проект предусматривал обустройство домового храма на втором этаже и келий для сестер на первом.

Работа началась весной 1998 г., а в праздник Казанской иконы Божией Матери ( 21 июля ) домовый храм был уже освящен. Это событие ознаменовало рождение женского скита. Вскоре, в день памяти прп. Серафима Саровского (2 августа), была совершена первая Божественная литургия, а с праздника Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября) храм стал принимать прихожан — так Божия Матерь и Батюшка Серафим вновь явили милость и покровительство возрождающейся обители.


Сразу же был заведен порядок ежедневного богослужения. Сестры во главе с монахиней Руфиной (Сидоровой), укрепляемые молитвой, взялись с помощью братии Стефанова монастыря и прихожан за создание скитского хозяйства.

Какой объем работы лег на плечи первых насельниц — можно только представить. Но, как говорится, сила Божия в немощи совершается, и подтверждение тому — постепенное становление разраставшегося хозяйства скита. Скоро в обители появилась своя живность — коровы, птица; на земле, отведенной учхозом «Липовая гора» (2 га), стали выращивать овощи, злаки для корма. Шли полным ходом ремонтно-восстановительные работы в храме.

И вот в конце 2000 г. пришло радостное известие: скит преобразуется в монастырь, а м. Руфина становится его настоятельницей. Начался качественно новый этап в жизни Бахаревской обители.
Я ехала в обитель на праздник Покрова в полной уверенности, что попаду на богослужение в Покровском храме. Оказалось, что службы вновь идут в Казанской церкви, и начались они еще со дня Святой Троицы. Казанский храм удалось частично восстановить за 9 месяцев, а Покровский взялись капитально перестраивать.

Народу приехало, как всегда на праздник, много. Не без волнения поднялась по новой, белеющей свежей древесиной лестнице. Пока шла исповедь перед началом службы, огляделась. Казалось, внутри храма было все, как и прежде, только следы гари, оставшиеся на очищенных от копоти балках, да новые стояки и перекрытия напоминали о происшедшей здесь трагедии. Обращаю внимание на иконы — их много. Как мне потом сказала м. Руфина, одни иконы покупали в Софрино, другие дарили. Слева от амвона на аналое лежит Почаевская икона Божией Матери — копия чудотворной. Ее приобрели благодаря нашему земляку, который трудится в Почаевской Лавре архитектором. Справа от амвона притягивают взгляд два больших образа в окладах — «Казанский» Божией Матери и «Нерукотворный» Спасителя, лежащие рядом на двух аналоях. «Казанский», в застекленном киоте, благословил игумен Антоний. Видно, что образ старинный и намоленный. Другой, не менее замечательный образ, имеет свою историю. Его в храм принесла прихожанка, а нашла она его... у мусорных бачков на Крохалевке. Икону привели в порядок — почистили, покрыли лаком, украсили оклад каменьями. В обители верят, что икона эта чудотворная, и по молитве перед ней подается людям исцеление.


Желающих причаститься было так много, что исповедь не прекращалась всю службу. Обитель духовно окормляют три священника; интересно, что все они — Леониды. После причащения возглавляемые батюшками сестры и все прихожане направились крестным ходом через лог к Покровскому храму.

Крестный ход с молитвой прошел вокруг храма, преодолевая скопления строительного мусора; у алтарной стены расположили иконы, и начался водосвятный молебен. Именно в этот момент выглянуло солнце, хотя с утра стояла пасмурная холодная погода. Солнце уже не скрывалось, изливая на нас потоки света во время молебна, и потом, когда крестный ход направился от храма вниз, по склону горы, к св. источникам — Покровскому и прп. Серафима Саровского под тихое пение сестер «Иисусовой молитвы», и когда возвращался снова в обитель, — солнце освящало всю округу. Весь этот день душу не оставляла какая-то тихая, умиротворяющая радость...
После праздничной трапезы мы побеседовали с м. Руфиной в ее приемной. Здесь, как и в храме, было прохладно — оказалось, что со времени пожара еще не была восстановлена котельная. Матушка рассказала о проблемах, которые ежедневно и ежечасно приходится ей решать, и в первую очередь финансовых. «Иногда бывает, что денег - ни гроша, батюшкам иной раз нечем зарплату выдать, — говорит м. Руфина, — вот встанешь перед иконой преподобного Серафима, наплачешься, и, глядишь, на другой день кто-нибудь да приедет и поминовение закажет — на год, а то и навечно». Доход у храма невелик — народ бывает только в выходные да в праздники, а в будни почти никого нет. В деревне 50 дворов, а ходит только одна раба Божия, требы также нечасто заказывают. Настоятельница уверена, что из любого положения есть выход: «Господь невидимо пошлет, ведь храм-то Божией Матери, и она, Заступница, помогает».

А нужд у обители действительно немало. Одна из первоочередных задач — сделать ограду вокруг монастыря, которая хоть как-то сможет защитить сестер от недоброжелателей. Продолжается ремонт Казанского храма, идет восстановление храма Покрова Пресвятой Богородицы. Кроме того, обители вернули три монастырских корпуса, оставшихся от санатория: все они в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта. Один из домов — № 8, вернее, его фундамент, — стоит под горой прямо на спуске к Казанскому храму, фундамент нужно укреплять, было замечено, что гора стала наползать на дом.

Необходимы помещения для библиотеки, швейной мастерской. Сейчас сестры шьют облачения в комнатке, где с трудом разместили три машины и «оверлок» — подарок пошивочного ателье «Про-Арт» (в Балатово). Сестры радуются, что удалось в прошлом году отстроить новый коровник на смену неприспособленным клетушкам, где скот содержать было тяжело.

Своей рабочей силы в обители немного: насельниц стало меньше, всего 22 человека. Основное послушание, как и во всех монастырях, — круглосуточное чтение неусыпаемой псалтири (сестры меняются через 2 часа). Много сил отнимает кухня, работа на огороде, в коровнике; в помощниках у сестер только трое подсобных рабочих, которые живут при монастыре, летом они пасут коров.

Распорядок дня в обители очень плотный: подъем в 6 утра, на утреннее правило отведено два часа, потом начинаются послушания. В Казанском храме ежедневно, утром и вечером, идут богослужения. И так весь день проходит в молитвах и трудах. Вечернее правило м. Руфины заканчивается в 2 часа ночи, а в 6 уже подъем. «Днем времени на отдых нет, — объясняет матушка, — постоянно какие-то дела, и так устаешь, что иногда думаешь — упал бы и проспал целые сутки...»
Восстанавливать обитель — труд не из легких, а годы у м. Руфины уже немолодые, и сил, конечно, не хватает. Но как бы ни была занята матушка хозяйственными заботами, она всегда помнит о больных детях из санатория «Подснежник». Каждый год на Рождество и Пасху сестры готовят ребятишкам подарки и разносят их вместе с настоятельницей. «Сколько радости бывает у малышей, когда им дашь шоколадку или апельсин, — говорит м. Руфина, — и не столько от самого подарка, сколько от внимания, ведь у больных детей (некоторые лежат подолгу в гипсе) особенно чуткое к ласке сердце».

В этом году м. Руфина отмечает еще и личный юбилей — 10 лет иноческого пострига. Настоятельнице немного обидно за свою обитель, она недоумевает: «Почему люди так мало сюда ездят? Ведь какая тут благодать, какие источники!»
Действительно, источники (их всего четыре) здесь чудесные, и ближайший Казанский — рядом с храмом, прямо под горкой. Над ним теперь возвышается часовенка, внутри обустроена купальня, с храма к источнику ведет удобная лестница. Два других — Покровский и Серафимовский — находятся поодаль, за деревней, в стороне от обители, а четвертый — свт. Николая Чудотворца — за мостиком, по дороге в деревню. И вода во всех источниках замечательная!

Как жаль, что в поисках святынь мы зачастую преодолеваем многие сотни километров, а своими святынями, которые находятся рядом, пренебрегаем!

Каждый вечер, пока не стемнело, сестры идут вокруг монастыря крестным ходом. Несут икону Божией Матери «Неопалимая Купина", образ преподобного Серафима Саровского и крест с Распитием. Идут с молитвой и верою в незримый Державный покров над обителью Царицы Небесной и заступничество Саровского Чудотворца.

Анастасия Бочманова

Фото автора

и А. Александрова

ИСТОРИЯ ОБИТЕЛИ

Игуменья Глафира — настоятельница Серафимо-Алексеевского Богородице-Казанского женского монастыря с января 1909 года

1869г.
1869г.
Купеческая вдова Н.К. Бахарева устраивает женскую общину – Серафимо-Покровское женское общежитие. Возглавила ее Феодосия Норина. Построена церковь Покрова Божией Матери для нужд сельской общины
1907г.
1907г.
— В начале июня на месте будущей монастырской церкви был отслужен молебен, а через год общине был присвоен статус монастыря
— 1 октября закладка храма, установка креста
1909г.
1909г.
— Постройка храма обители началась зимой 1909г. и к весне была завершена
— 17 января утверждена Священным Синодом настоятельница монастыря игумения Глафира, именно при ней монастырь был местом паломничества верующих
— 23 июня состоялось освящение храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Освящение совершил Преосвященный Палладий
1910г.
1910г.
Вторая половина 1910г., появился постоянный пастырь, который был единственным и последним священником – иерей Владимир Сапожников. Родился 1 октября 1887г. в Перми, в семье диакона, учился в Духовной семинарии. С первых лет служения в Бахаревском монастыре, отец Владимир развернул широкую педагогическую и миссионерскую деятельность
1912г.
1912г.
Отец Владимир открывает Воскресную школу для малограмотных насельниц
1914г.
1914г.
21 октября игумения Глафира получает высочайшую награду (из кабинета императорского величества). Преосвященнейший Андроник возложил на игумению Глафиру золотой наперсный крест
1916г.
1916г.
Отец Владимир законоучитель в Бахаревском приюте
1921г.
1921г.
— Советская власть решила ликвидировать монастырь, организован детский санаторий
— Март, выселение священника с территории бывшего монастыря. Господь уготовал о. Владимиру служение еще в течение 14 лет (1923-1937гг.) в с. Кольцово – месте явления чудотворного образа святителя Николая
1937г.
1937г.
В ночь на 15 июля арест о. Владимира. По сфабрикованному делу о создании контрреволюционной монархической группы священнослужителей Кунгурского района, якобы занимавшихся агитацией против Советской власти, проходило много священников, в том числе и о. Владимир. Выслушав предъявления ему следствием обвинения, он спокойно заявил: «Агитацией я не занимался и виновным себя не признаю». Редко кто выдерживал пытки и оставался непреклонным, о. Владимир все выдержал. 20 сентября 1937г. иерей Владимир был расстрелян. Церковь закрыли в начале 20-х годов
1997г.
1997г.
В феврале по прошению архимандрита Стефана, город передал помещение ликвидированного ЛТП (бывшее здание санатория «Подснежник», раннее храм Казанской иконы Божией Матери) в ведение Свято-Троице Стефанова мужского монастыря, где был организован женский скит. Проект будущего скита с домовым храмом на втором этаже был составлен иереем Валерием (Жеховым)
1998г.
1998г.
— Весной начались работы по восстановлению будущего храма. Настоятель Нижне-Курьинской церкви о. Петр даровал храму первые 4 иконы
— 21 июля в праздник Казанской иконы Божией Матери настоятель Свято-Троице Сетфанова мужского монастыря освятил домовую церковь. В праздник преподобного Серафима Саровского отслужили первую литургию. В восстановительных работах участвовали послушники Свято-Троице Сетфанова мужского монастыря, первые насельницы скита и приезжие паломники из разных уголков Пермского края
2000г.
2000г.
29 декабря Священный Синод постановил преобразовать Бахаревский женский скит в самостоятельный Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский Бахаревский женский монастырь и утвердить настоятельницей монахиню Руфину (Сидорову). Монастырь имеет 2 храма: деревянный домовой в честь Казанской иконы Божией Матери и кирпичный в деревне Бахаревка в честь Покрова Божией Матери, последний храм находится в стадии восстановления. Вблизи обители находится 4 Святых источника
2002г.
2002г.
4 иконы обновились. Случился пожар. Большинство икон сгорели, только икона Божией Матери «Неопалимая Купина» чудесным образом не пострадала, хотя находилась в центре возгорания. Особо почитаются в монастыре икона Казанской Божией Матери и икона Стефана Великопермского, которая временами благоухает
2009г.
2009г.
27 июля по решению Священного Синода матушку Руфину назначают на должность настоятельницы Иоанно-Богословского женского монастыря в городе Кунгуре, а на должность настоятельницы Бахаревского монастыря назначают монахиню Софию (Забурдаеву)
Сейчас ведется восстановление храма Покрова Божией Матери ранее принадлежавшего монастырю и переданного в 1998 году в разрушенном состоянии. Требуются средства для написания икон в иконостас, на реконструкцию источников, на строительство нового Казанского храма, сестринского корпуса и трапезной.